Пользуясь непродолжительными паузами в основной деятельности, почитываю мемуары Репина.
Интерес здесь вызывает не живопись (в ней не шарю вообще), а описание образа жизни среднего класса той эпохи, во многом, как мне кажется, более зрелого и опытного, чем мы, ведь в отличие от них мы – всамделишные собственники в первом, от силы втором поколении, что во многих вопросах – очень короткий срок.
⠀
Вспоминая детство, Репин пишет, что его семья крестилась двуперстным знамением не будучи староверами. Меня это сразу заинтересовало, так как ровно то же было в одной из веток моих предков, и для себя я это никак не мог обьяснить.
⠀
Через несколько страниц он даёт намёк на возможную причину. Дело в том, что Репины держали постоялый двор, расположенный прямо на торговом пути, который использовался прежде всего купцами-староверами.
⠀
Они ночевали у Репиных, трапезничали, где и проявляли себя в том числе двоеперстием. А так как для никонианцев вопрос перстосложения, да и вообще вопрос веры гораздо менее значимый, чем для старообрядцев, то Репины и пошли, скажем так, на сближение со своими клиентами.
⠀
Какая-то грязь с одной стороны, а с другой: ввиду того, что к тому моменту двоеперстие было уже официально реабилитировано, это был фактически единственный способ построить отношения с жесткой закрытой сектой, не поставив при этом под угрозу отношения с единоверцами.
⠀
P.S. Спасибо за рекомендацию daokosatogo.